Школа "Ступени"

Соблюдение баланса

Вальдорфская школа СТУПЕНИ

Предисловие

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению зла и добра. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок и знал, и любил этот мир и его обитателей. В этом смысле завещанный Рудольфом Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.

« Не спрашивайте, что нужно знать и уметь делать человеку , чтобы наилучшим образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос по–иному: чем жив человек, и кто из него или из нее может вырасти. Это единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и направить их на служение обществу. Тогда общество станет таким, каким его может сделать, преодолевая существующие условия, это поколение. Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее» (Р. Штайнер)

Коротко о школе

Вальдорфская школа СТУПЕНИ

Нашей школе 14 лет. Она родилась в Одессе, в маленьком детском саду на «Молдаванке» (в одном из старейших районов Одессы). А до этого были семинары по вальдорфской педагогике в Москве и Одессе, живой интерес со стороны родителей и учителей, детские дошкольные и родительские учебные группы, создание коллегии школы, ежедневная работа с материалами по вальдорфской педагогике. И вот, наконец, 1 сентября 1993 года – открытие 1-го и 2-го классов. Сейчас в школе работает 1-12 классы, а также два лечебно–педагогических класса и детский сад. А это около 200 детей, их родителей, это 11 основных учителей, предметники, воспитатели детского сада, врач и медсестра. В школе работают молодые учителя – энтузиасты, имеющие высшее образование, дипломированные вальдорфские педагоги и слушатели семинаров по вальдорфской педагогике. Школа включена в мировой список вальдорфских школ, имеет тесное сотрудничество с Международными Ассоциациями по вальдорфской педагогике; на базе школы постоянно проходит международный семинар для работающих учителей.

Школа «Ступени» имеет школы–побратимы в Финляндии (Р. Штайнер-школа, г. Сейнаёке); в Голландии (Школа Бернарда Ливехуда, г. Маастрихт). С вальдорфской школой в г. Швебиш–Халле (Германия) нашу школу связывает тесное сотрудничество по обмену учениками 9 – 10 классов в рамках программы «Практическое совершенствование языка»

Некоторые отличия

Вальдорфская школа – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором будет базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициатива и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Вальдорфская школа СТУПЕНИ Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самого себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программа вальдорфской школы строится таким образом, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Программа школы нацелена более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность – отличительная особенность этой программы.

Преподавание в вальдорфской школе основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог – воспитатель, а с 7 до 14 лет (основная школа) с учениками работает один и тот основной учитель (классный руководитель), который преподает большинство изучаемых предметов.

В 14 - 18 лет (старшая школа) учащийся получает помощь и поддержку своего куратора. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного человека, знающего особенности и потребности своего подопечного.

Предметы в вальдорфской школе делятся на еженедельные и эпохальные. Предметы основного цикла даются эпохой в течении 3-4 недель. Предметами основного цикла являются: украинский и русский язык и литература, история, математика (в старших классах - алгебра и геометрия), физика, химия, биология, география. Эти предметы преподаются в первые утренние часы. На основном уроке, который длится 1час 45 мин, ученики полностью погружаются в изучение материала. К концу эпохи оформляется эпохальная тетрадь, которая включает в себя весь изученный материал с текстами, рисунками, картами и т.д. Эпохальная тетрадь – это учебник, по которому ученик может повторить ранее изученный материал. Преподавание предметов по эпохам оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащихся и поддержать интерес к учебе.

Еженедельные предметы – это предметы, которые повторяются по еженедельному расписанию (45 мин). В еженедельные предметы входят : иностранные языки, математика(в старших классах – алгебра и геометрия), украинский и русский язык и литература, изобразительное искусство, музыка, физкультура. Это предметы, требующие постоянного ритмического повторения.

Вальдорфская школа СТУПЕНИ В старшей школе (9 –12 классы) вводятся эпохи второй половины дня. Предметы, преподающиеся эпохами во второй половине дня, относятся к курсам практического применения. Это резьба по дереву, столярное дело, лепка, прикладное искусство, первая медицинская помощь, правоведение, домашнее хозяйство, социология и сексология, технология, история искусств, психология. Кроме того, в старшей школе проводится социально – экономическая практика.
В 9 классе планируется социальная практика (1 – 2 недели): работа в сфере обслуживания.
В 10 классе планируется сельскохозяйственная практика (1 – 2 недели), а также лагерь землемерных работ, работа в котором связана с практическим освоением тригонометрии и геодезии.
Языковая практика (2 – 3 месяца) в одной из школ – побратимов в Германии или Англии. Языковая практика предполагает полное погружение в язык, ученики школы проходят обучение в соответствующем классе в Германии или Англии на немецком или английском языке. В это же время ученики из школы – побратима обучаются в нашей школе. (В этом году группа девятиклассников из школы – побратима г. Швебиш – Холле проходила 3х месячную языковую практику в нашей школе).
В 11 классе планируется производственная практика (1 – 2 недели) в одной из областей промышленности.
В 12 классе планируется искусствоведческая практика (архитектура, живопись, скульптура) за границей (Италия, Франция и др. страны). Организуется социальная практика – работа в разных заведениях и учреждениях, где требуется уход за людьми (больница, детский дом, дом для престарелых и др.).
В 12 классе каждый ученик выбирает себе тему для дипломного проекта. Работа может быть как теоретической, художественной , так и практической. Дипломная работа является свидетельством самостоятельности и работоспособности ученика.

В основной и старшей школе тщательно соблюдается баланс между получением практических навыком в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, театром, живописью и лепкой.

Примечание

Более подробно с вальдорфской школой "Ступени" Вы сможете познакомиться на страницах официального сайта общеобразовательной вальдорфской школы "Ступени".

Рады Вам помочь!

Консультация

Задайте вопрос!Если у Вас возникли вопросы или предложения, и я в это время в Online-режиме, просто нажмите на иконку "Live Help" и мы с Вами побеседуем!

Администратор


© 2006-2007 Вальдорфская школа "Ступени". Дизайн Andreas Viklund.

Hosted by uCoz