Результаты вальдорфского образования

Вальдорфская школа не мешает поступать в университеты!

Вальдорфская школа СТУПЕНИ

Предисловие

Прежде, чем говорить о результатах работы вальдорфских школ в Украине, надо учесть тот факт, что история вальдорфского педагогического движения в нашей стране насчитывает не более полутора десятков лет, а об ощутимых результатах в такой области, как педагогика, можно рассуждать, пожалуй, через гораздо более длительный период. Многие, как сторонники, так и противники вальдорфского движения, пытаются судить о жизненности этого направления в образовании, используя откровенно частные случаи достижений (и, соответственно, промахов), что нельзя отнести к объективному статистическому материалу.

Наш опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, хотя их по школьной программе специально не обучают. Их отличает более высокая общая стабильность, социальность – умение найти себя в коллективе сверстников, творческая активность, спонтанность и непосредственность.

Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии (то есть школа не толкает их в каком-то одном направлении) и что они в жизни успешны. А это сегодня – самое главное!

На сегодняшний день мы обладаем (если не брать в рассчет наших собственных наблюдений за прогрессом учеников нашей школы), исследованиями многих зарубежных специалистов и комиссий.

Отчеты о таких исследованиях Вы можете прочитать на английском, пройдя по следующим ссылкам:

Часть этих исследований мы и предлагаем на Ваш суд.

Результаты исследований

Вальдорфская школа СТУПЕНИ

В настоящее время в связи с кризисом государственной системы образования по инициативе ряда ведущих профессоров Германии образована рабочая группа, состоящая из представителей официальной государственной педагогической науки и вальдорфских педагогов и ученых. Темой этого рабочего круга являются острые проблемы, стоящие перед современным обществом и школой. При этом вальдорфская педагогика, которая в настоящее время включает в себя и дошкольные учреждения, и специальные средние и высшие учебные заведения, рассматривается как ценнейший источник педагогических инноваций для государственной системы образования.

Один из инициаторов и активных участников этой рабочей группы, проф. Паулиг, более двадцати лет проработавший в системе образования ФРГ последовательно учителем, директором школы и последние десять лет в органах управления, в своей интересной брошюре “Значение вальдорфских школ для системы общего образования Федеративной Республики“ пишет: “Каждая государственная нормативная школа от младшей школы до гимназии, также каждое профессиональное училище, я имею ввиду учителей и руководителей этих учебных заведений, может бесконечно многому научиться у вальдорфских школ и учителей“.
К этому выводу он пришел на основе конкретных наблюдений: как представитель органов управления он в течение ряда лет наблюдал работу около десяти вальдорфских школ Германии и Швейцарии.

Повышенному интересу к работе вальдорфских школ способствовала еще и публикация ряда материалов “исследований биографий бывших вальдорфских учеников (серия “Исследования к реформе образования N 15“, “Образовательный успех в свете образовательных биографий“, 1988 г.), проведенных независимыми экспертами.
Результаты этих исследований оказались достаточно неожиданными и ярко продемонстрировали реальные плоды вальдорфской педагогики для всей последующей жизни человека. Также и с точки зрения рынка труда широкое общее образование, охватывающее “голову, сердце и руки“ оказалось весьма эффективным:
“Казавшаяся еще недавно “оторванной от реальной жизни“ педагогическая практика вальдорфских школ благодаря развитию новых технологий, экологической проблематике, изменениям в организации труда, постоянным смещениям квалификационных потребностей на рынке труда оценивается в настоящее время, как удивительно современная“.
(Герхард Герц, “Вальдорфская педагогика как инновационный импульс“, Бельц-ферлаг, 1994).

Особое внимание участников этой рабочей группы посвящено экологическому и социальному воспитанию в школе, новым формам школьного управления и самоуправления, а также методике и дидактике преподавания естественных наук.

Вальдорфская школа СТУПЕНИ Из сказанного выше видно, почему знакомство с такими педагогическими системами, как вальдорфская школа, представляются мне актуальными для нашей страны в настоящее время. Наша традиционная государственная школа, школа по преимуществу знаниевая, в условиях которой ученик, чтобы выжить и быть успешным, должен подчинить свои лучшие годы, период становления, совершенно абстрактным требованиям обеспечения так называемого “уровня“ знаний, которые будут забыты им через несколько дней после экзаменов. В то же время другие значимые для любого отдельного человека и для здоровой жизни общества стороны личности остаются совершенно без внимания. Это в конечном итоге просто опасно для общества, особенно в эпоху социальной нестабильности и нарастающего хаоса. Но как объединить старую идею знаниевого образования и новую идею общечеловеческого? Каков должен быть дальнейший вектор развития школьной системы? Может быть, классическая гимназия с греческим и латынью — вот перспективный путь? Или ориентация на узкопрофессиональную подготовку? На Западе все это уже проходили, и я думаю, что мудрый учится на ошибках других, чтобы меньше ошибаться самому. (Владимир Загвоздкин, Научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, "Курьер Образования", 1998, №5(8))


Примечание

К косвенным результатам вальдорфского образования (тут каждый решает сам, в меру своего понимания жизненных целей, соотнести ли эти факты с обучением в вальдорфской школе или нет) можно отнести и высокий процент выпускников, продолжающих образование в ВУЗах, и рост их материального благостояния, и участие во властных структурах...
Но нам бы больше импонировал факт т.н. "успешности" вальдорфских выпускников, то есть степень реализации своих устремлений в обществе. Подтверждение этому можно найти в достаточно длинном списке всемирно известных людей, выпускников вальдорфских школ, и всемирно известных людей, родителей учеников вальдорфских школ, которые увидели перспективность и полезность именно вальдорфского образования для своих детей ("Список выпускников вальдорфских школ и вальдорфских родителей"-->>).

Консультация

Задайте вопрос!Если у Вас возникли вопросы или предложения, и я в это время в Online-режиме, просто нажмите на иконку "Live Help" и мы с Вами побеседуем!

Администратор


© 2006-2007 Вальдорфская школа "Ступени". Дизайн Andreas Viklund.

Hosted by uCoz